Порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений
Нормативно-правовые акты – это обоснованный и в большинстве случаев полностью соответствующий законодательству инструмент для урегулирования правовых отношений, однако предусмотреть все возможные ситуации невозможно - в некоторых случаях нормативно-правовые акты могут серьезно нарушить права и свободы гражданина, которые гарантированы ему Конституцией Российской Федерации. Эту сложную ситуацию усугубляет ещё и то, что гражданин, являющийся реальной жертвой недальновидно составленного нормативно-правового акта, чаще всего не осознает (частично или полностью) ущемление своих прав и посредством подобного прецедента может открыть путь для дальнейшего нарушения прав и свобод других граждан в ходе родственных судебных процессов. Для того, чтобы этого не произошло, необходим профессиональный анализ всех обстоятельств конфликта и соответствующего НПА, что может произвести только квалифицированный специалист, обладающий достаточным опытом в данной сфере.
Другой ситуацией, в которой оспаривание НПА или решений государственных органов становится актуальным, является сложный судебный процесс, в ходе которого некоторые нарушения со стороны НПА не очевидны, однако их обнаружение способно в корне изменить ход всего разбирательство. Для того, чтобы суметь распознать такие тонкости судебного дела, необходим профессиональный юридический взгляд на судебное развитие конфликта и его обстоятельства, способный “отделить зерна от плевел” и выявить действительно спорные моменты. Эти особенности, могущие сильнейшим образом повлиять на исход конфликта, в большинстве случаев не считаются первостепенными, что может привести впоследствии к неприятным сюрпризам, разрешить которые будет сложно даже опытному и компетентному юристу. Таким образом, в очередной раз подтверждается необходимость участия в серьезных правовых спорах проверенного юриста – именно он способен идеально структурировать всю относящуюся к делу информацию и пустить её в ход.
В соответствии с
ч.1 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Частью 2 ст.46 Конституции РФ установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Возможность беспрепятственно обращаться в суд за защитой своих прав, нарушенных неправомерными действиями государственных органов, является одним из основных принципов правового государства.
В соответствии со
ст.12, 13 ГК РФ одним из способов защиты нарушенных гражданских прав юридических и физических лиц является признание судом недействительными не соответствующих закону или иным правовым актам и нарушающих гражданские права и охраняемые законом интересы граждан либо юридических лиц ненормативных актов государственных органов или органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также и нормативных актов.
Статья 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусматривает возможность отмены и приостановления муниципальных правовых актов как органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, так и судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
В соответствии с действующим законодательством дела об оспаривании нормативных правовых актов подведомственны судам общей юрисдикции независимо о того, физическое или юридическое лицо обращается в суд, а также какие правоотношения регулирует оспариваемый нормативный правовой акт. Исключение составляют дела об оспаривании таких нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, и дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Порядок обжалования муниципальных правовых актов, решений и действий (бездействий) органов местного самоуправления в суд регулируется главами 21, 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главами 22, 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" задачами прокуратуры является надзор за исполнением органами местного самоуправления, их должностными лицами законов, а также надзор за соблюдением ими прав и свобод человека и гражданина. Если гражданин по возрасту, состоянию здоровья, недееспособности и другим уважительным причинам не имеет возможности самостоятельно обратиться в суд, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании муниципальных правовых актов, либо принять иные меры прокурорского реагирования (принести протест, представление).